4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 112, 113, 114, 115

Ответы к страницам 112, 113, 114 и 115

содержание

Проверим себя

• Прочитай текст.

М. Твен

Том украдкой посещает родной дом

Через несколько минут Том уже шагал по отмели вброд, направляясь к иллинойсскому берегу. Он прошёл полдороги, и лишь тогда вода дошла ему до пояса; дальше нельзя было идти вброд, потому что мешало течение. До противоположного берега оставалась всего какая-нибудь сотня ярдов, и Том, не задумываясь, пустился вплавь. Он плыл против течения, забирая наискосок, но его сносило вниз гораздо быстрее, чем он ожидал. Всё-таки в конце концов он приблизился к берегу, поплыл вдоль него, отыскал подходящее низкое место и вылез из воды. Ощупав карман куртки, он убедился, что кора не пропала, и пошёл дальше по прибрежному лесу. С его одежды потоками сбегала вода. Ещё не было десяти часов, когда он вышел из леса на открытое место — против самого города — и увидел, что у высокого берега, в тени деревьев, стоит пароходик. Всё было тихо под мерцавшими звёздами. Том неслышно спустился с кручи, напряжённо глядя по сторонам, соскользнул в воду, проплыл несколько шагов и пробрался в ялик, который был привязан к корме пароходика. Он улёгся на дно, под скамейки, и с замиранием сердца стал ждать.

Вскоре ударил надтреснутый колокол, и чей-то голос скомандовал: «Отчаливай!» Через минуту нос челнока подбросило волной, которую подняли колёса пароходика, и путешествие началось. Том был счастлив своей удачей; он знал, что это последний рейс и что дальше пароходик никуда не пойдёт. Прошло двенадцать или пятнадцать томительно долгих минут. Колёса перестали работать. Том вылез из ялика и в темноте поплыл к берегу. Чтобы не наткнуться на случайных прохожих, он проплыл лишних полсотни ярдов и вышел на берег ниже, чем ему было нужно.

Тут он сразу же пустился бежать, выбирая самые пустынные переулки, и вскоре очутился у тёткиного забора на задворках. Он перелез через забор, подкрался к флигелю и заглянул в окно гостиной, так как там горел свет. В комнате сидели тётя Полли, Сид, Мери, мать Джо Гарпера и о чём-то разговаривали. Они расположились у кровати. Кровать была между ними и дверью. Том подошёл к двери и начал осторожно поднимать щеколду, затем тихонько толкнул дверь, — образовалась узкая щель; он продолжал осторожно нажимать, вздрагивая всякий раз, когда раздавался скрип; наконец, как ему показалось, перед ним раскрылась такая широкая щель, что он мог протиснуться сквозь неё на коленях; он просунул голову и осторожно пополз

• Раздели текст на части. Подчеркни в них опорные слова. О чём самом главном говорится в каждой части? Составь план и запиши его.
1 часть: Том, сначала вброд, потом вплавь, добрался берега. Там увидел пароходик и забрался в ялик.
2 часть: На небольшой шлюпке Том поплыл к нужному берегу. А чтоб прохожие его не увидели, поплыл на берег выше.
3 часть: Том прибежал домой и украдкой открывал дверь. Затем полез в образовавшуюся щель.

1) Путь к берегу
2) Лес
3) Пароходик
4) Плаванье в ялике 
5) Дорога домой
6) Аккуратно открываем дверь
7) Мальчик полез в щель

• Перескажи текст, используя опорные слова.
Том настойчиво добирался к иллинойскому берегу: сначала в мелкому броду, потом решил вплавь. Он добрался берега, и пошел вдоль леса. Когда мальчишка вышел, то увидел пароходик под тенью деревьев. Мальчик забрался в ялик, что был привязан к пароходу и начал ждать.
Он услышал, что пароходик отчаливает. Через 12-15 минут он остановился. Чтоб его не увидели прохожие, Том вылез с ялика и проплыл еще некоторое расстояние. Поэтому вышел дальше, чем ему требовалось.
Том побежал и быстро добрался домой. Увидел, что в гостиной сидят тетя Полли с гостями. Он подошел к двери и начал осторожно ее открывать. Когда образовалась достаточная щель, мальчик пополз вовнутрь…

• Прочитай текст. Определи слова, которые рассказывают о герое. Какую главную черту характера Гулливера описывает автор? Найди подтверждение в тексте и подчеркни. Нравится ли тебе эта черта характера Гулливера?

Дж. Свифт

Издатель к читателю

…Перед отъездом из Редрифа мистер Гулливер дал мне на сохранение нижеследующую рукопись, предоставив распорядиться ею по своему усмотрению. Я три раза внимательно прочёл её. Слог оказался очень гладким и простым, я нашёл в нём только один недостаток: автор, следуя обычной манере путешественников, слишком уж обстоятелен. Всё произведение, несомненно, дышит правдой, да и как могло быть иначе, если сам автор известен был такой правдивостью, что среди его соседей в Редрифе сложилась даже поговорка, когда случалось утверждать что-нибудь: это так же верно, как если бы это сказал мистер Гулливер…
Слова о герое: мистер Гулливер; путешественник; обстоятелен; слог гладкий и простой; известен правдивостью.
Главной чертой Гулливера, что описывается автор, является правдивость.
Подтверждение в тексте: «Если сам автор известен был такой правдивостью, что среди его соседей сложилась поговорка: это так же верно, как если бы это сказал мистер Гулливер».
Мне нравится эта черта. Ведь честность очень важное качество характера. На нем строятся отношения между людьми, доверие.

• Запиши, о каких путешествиях Гулливера идёт речь.
О путешествиях Гулливера в страны, что находятся в четырех разных уголках мира: Лилипутию, Бробдингнег (страна Великанов), Японию, Лапуту, страну Гуигнгнмов, и другие страны с чудными названиями.

• Выскажи своё мнение о герое произведения Дж. Свифта
Гулливер – умный и мудрый, храбрый и сильный, добрый и милосердный. Находчивость Гулливера помогает ему бороться с трудностями и приспосабливаться к странам, в которые он попадает. Мне нравится этот персонаж.

• Обратись к содержанию учебника. С какими произведениями зарубежной литературы ты познакомился? Запиши, какие другие произведения ты читал.
С помощью учебника я познакомился со следующими произведениями: «Приключения Гулливера» (Дж. Свифт), «Русалочка» (Ганс Христиан Андерсен), «Приключения Тома Сойера» (М. Твен), «Святая ночь» и «В Назарете» (С. Лагерлеф).

Еще я читал: «Питер Пен» (Дж. Мэтью Барр); «Приключения барона Мюнхгаузена» (Э. Распе); «Маугли» (Р. Киплинг).

• Напиши отзыв на прочитанное произведение. Сначала вспомни, как писать отзыв и дополни план.
1. Укажу сведения об авторе и произведении.
2. Укажу название, определю, в чём смысл названия, что хотел автор показать с помощью данного заголовка.
3. Кратко напишу пересказ сюжета.
4. Дам краткую характеристику героев.
5. Расскажу об особенностях произведения.
6. Напишу мои впечатления от прочитанного.

«Маугли» — всемирно известная увлекательная сказка английского писателя Редьярда Киплинга.
Это история индийского мальчика, который воспитывается в жестоком мире животных.
Маугли постоянно борется за выживание в суровых условиях джунглей.
У него появляются верные друзья и злобные враги.
Мальчик очень находчив, храбр и добродушен.
Автор очень захватывающим образом описывает все события произведения.
Читатель, как будто, переносится в тот самый, жестокий и неведомый мир.
Читая «Маугли», я представляю условия его проживания, переживаю за героя и параллельно с ним пытаюсь найти выход из сложившихся ситуаций.
Считаю, что это одно из самых интересных произведений, что я читал.

• Подготовьте с друзьями презентацию к разделу «Зарубежная литература». Выберите тему:
О Выставка книг по теме «Зарубежная литература»;
О Любимые авторы зарубежной литературы;
О Герои иностранных книг;
О Любимое произведение зарубежной литературы.

• Составьте план презентации.
«Любимые авторы зарубежной литературы»
1. Иностранная литература — часть мировой литературы.
2. Мои любимые авторы иностранной литературы — сказочники Ганс Христиан Андерсен и Шарль Перро.
3. Сказки любимых писателей
4. Сюжеты любимых сказок.
5. Почему нужно изучать авторов зарубежной литературы?

Поделись с друзьями в социальных сетях: