4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 19, 20, 21, 22
Ответы к страницам 19, 20, 21 и 22
Проверим себя
• Запиши своими словами, что такое летопись, былина, житие.
Летопись | Описание исторических событий в хронологическом порядке по годам |
Былина | Песнь, которая рассказывает о богатырях русской |
Житие | Рассказ о жизни человека |
• Составь рассказ об одном из героев. Заполни таблицу. Впиши имена, которые соответствуют описанию.
Сергий Радонежский | Варфоломей, почитается Русской православной церковью, встреча со старцем, благословение старца, основатель Троице-Сергиевой лавры |
Князь Олег | Великий князь киевский, основатель Древнерусского государства, поход на Царьград, необычный штурм города, обязал платить дань |
Илья Муромец | Богатырь, село Карачарово близ города Мурома, совершил подвиги во славу Отечества, одолел разбойников |
Рассказ о князе Олеге
После правления Рюрика на трон князя взошел Олег. Было это в 879 году.
Князь прославился своими походами на врагов. Особенно важным историческим событием стал поход на Византию.
В 907 году князь Олег собрал очень большое и могущественное войско с разных племен. И отправились они брать силой столицу Византии.
Благодаря попутному ветру, Олег с войском легко смогли попасть к вратам столицы, соорудив колеса и поставив на них корабль.
Придя к Царьграду, они очень сильно испугали греков. Ведь по пути они не оставляли никого из врагов в живых.
Сначала те не хотели повиноваться и попытались отправить князя, подсунув ему ядовитое вино. Но Олег не стал его пить, ибо понимал зловещие намерения врагов.
Поэтому греки начали просить мира у князя, не хотели они расставаться со своей жизнью.
Тогда Олег приказал им раздать всему войску дань. И дать дары для русских городов. Византийцы согласились со всеми княжескими условиями.
И вернулся Олег в Киев с прекрасными, дорогими дарами. После этого его начали называть Вещим.
Когда-то Олегу кудесник сказал, что он умрет от своею коня. Поэтому князю пришлось с ним расстаться.
Во время пира. Олег спросил о судьбе своего «товарища» и ему рассказали, что конь скончался.
Олег пошел попрощаться со столь когда-то верным другом.
И тут с костей коня вылезла змея, ужалила князя и тот умер. Так и закончилась судьба Вещего Олега.
• Составь и запиши рассказ об Илье Муромце по следующему плану.
• Характер героя (какой он?).
• Какие поступки он совершил?
• Как автор повествования относится к герою?
• Моё мнение о герое.
Илья Муромец — русский богатырь, сильный, отважный, гордый и смелый.
Он победил Соловья-разбойника, разбойничков, чужеземную рать.
Автор любуется Ильей Муромцем, восхищается его стойкостью, силой, мужеством. Это одни из самых привлекательных героев древнерусского эпоса: он человечен, прост, добродушен, самодостаточен, горд, патриотичен.
Он искренне и очень сильно любит свою родину и свой народ, ради свободы и счастья своего Отечества он готов пожертвовать собой.
• Прочитай фрагмент былины о богатыре Святогоре. Подчеркни слова, которые помогают представить героя.
…Как далече-далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да подымалася:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий Святогор-богатырь;
Святогоров конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле, потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает палица высоко под поднебесье,
Когда палица та вниз спускается,
Он подхватывает её да одной рукой…
• Какими чертами характера, по твоему мнению, обладали богатыри? Запиши.
Сила, выносливость, душевная доброта, мужество, честность, непоколебимость, мудрость, патриотизм.
• Отметь особенности, которые характеризуют былину.
Герой всегда побеждает.
Всегда существуют два мира: реальный и волшебный.
Герой является русским богатырём.
Указывается время действия (X век, время Владимира Красно Солнышко).
Указывается точное место действия (город Муром, у реки Смородинки, Киев-град).
Совершается подвиг во благо Отечества.
Герой проходит испытания.
Герой имеет волшебные предметы.
Используется много повторов.
Рассказывается о реальных исторических событиях.
• Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.
Я представляю себе современного богатыря так: очень сильный, крепкого телосложения, мужественный, выносливый, добрый, щедрый, умный, владеющий всеми вида¬ми, высокий, спортивный, ловкий, быстрый.
• Какие вопросы учебника показались тебе трудными? Запиши.
Использовал ли писатель в своих произведениях олицетворения, приведи пример.
Объясни своими словами литературоведческий термин «повествование».
Назови произведения, которые можно назвать повествовательными.
Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении данного стихотворения?