4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 3, 4, 5, 6, 7

Ответы к страницам 3, 4, 5, 6 и 7

содержание

Проверочная работа

• Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

• Ответь на вопросы, выполни задания.

• Назови героев произведения. Запиши, кто они.
Охотник — повествователь, Трезор — пес охотника, старый воробей, молодой воробей.

• Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.
Охотник увидел, как один воробей встал на защиту другого воробья против собаки охотника.

• Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.
Любовь к своему птенцу из слабой птицы сделала храброго воробья, который бросился на защиту своего детеныша, не испугавшись огромную собаку.

• Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.
1. Охотник возвращается с охоты.
2. Молодой воробушек выпал из гнезда.
3. Храбрый черногрудый воробей-защитник.
4. Собака отступает перед силой воробья.
5. Охотник и собака уходят.
6. Любовь сильнее страха смерти.

• Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.
Взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.

• Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.
Чувство восхищения силой духа, храбрости, бесстрашия.

• Составь и запиши текст-описание о нём, используя слова автора.
Черногрудый воробушек,  взъерошенный, с жалким, но отчаянным писком не испугался большой собаки. Ему было очень страшно, но он не отступил.

• Сравни поведение собаки и воробья. Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.
Поведение воробья: сорвавшись, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетал, одичал и охрип, замирал, жертвовал.
Поведение собаки: уменьшила, красться, приближалась, остановился, попятился, признал.

• Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.
Автор рассказа «Воробей» для описания образа воробья выбрал такие эпитеты как маленькая, героическая птица, искаженный, взъерошенный, старый черногрудый воробей.
Замечательный, любящий, храбрый, растрепанный, безрассудный, самоотверженный и сильный духом.

• Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.
Автор назвал свой рассказ «Воробей» в честь главного героя, храброго воробья, спасающего от смерти своего птенца.
«Храброе сердце» или «Сила родительской любви».

• Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.
Главным моментом в развитие действия может считаться — это отступление собаки при виде храбрости воробья.
Храбрость, смелость, любовь воробья.

• Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?
Поединок воробья и собаки описан как наступление воробья на собаку и отступление Трезора.
Этот бой можно считать состоявшимся, так как собака отошла, отказавшись от него.
Победителем боя стал воробей.

• Какие слова и почему повторяются дважды?
Слова «смерть» и «любовь» повторяются несколько раз для того, чтобы показать читателю каким храбрым был поступок воробушка.

• Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.
Главная мысль рассказа «Воробей» Тургенева — в конце.
«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

• Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.
Любовь к своим детям, своим родителям и вообще к дорогим и близким людям сильнее самого сильного страха смерти.