4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 3, 4, 5, 6, 7

Ответы к страницам 3, 4, 5, 6 и 7

содержание

Проверочная работа

• Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

• Ответь на вопросы, выполни задания.

• Назови героев произведения. Запиши, кто они.
Охотник — повествователь, Трезор — пес охотника, старый воробей, молодой воробей.

• Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.
Охотник увидел, как один воробей встал на защиту другого воробья против собаки охотника.

• Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.
Любовь к своему птенцу из слабой птицы сделала храброго воробья, который бросился на защиту своего детеныша, не испугавшись огромную собаку.

• Перечитай текст и определи, сколько в нём частей. Составь план к данному повествованию.
1. Охотник возвращается с охоты.
2. Молодой воробушек выпал из гнезда.
3. Храбрый черногрудый воробей-защитник.
4. Собака отступает перед силой воробья.
5. Охотник и собака уходят.
6. Любовь сильнее страха смерти.

• Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.
Взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.

• Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробьишка.
Чувство восхищения силой духа, храбрости, бесстрашия.

• Составь текст-описание о нём, используя слова автора.
Черногрудый воробушек, ринувшийся камнем с ветки на защиту желторотого птенца.
Он взъерошился и с жалким, но отчаянным писком решительно стал наступать на большую собаку.
Ему было очень страшно, он шел на смерть, принося свою жизнь в жертву ради маленького птенца.
Сила духа этого воробья поразила охотничьего пса и он отступил.

• Сравни поведение собаки и воробья. Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запиши их.
Поведение воробья: сорвавшись, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетал, одичал и охрип, замирал, жертвовал.
Поведение собаки: уменьшила, красться, приближалась, остановился, попятился, признал.

• Как эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.
Автор рассказа «Воробей» для описания образа воробья выбрал такие эпитеты как маленькая, героическая птица, искаженный, взъерошенный, старый черногрудый воробей.
Я бы дополнил их такими эпитетами как: замечательный, любящий, храбрый, растрепанный, безрассудный, самоотверженный и сильный Духом.

• Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.
Автор назвал свой рассказ «Воробей» в честь главного героя, храброго воробья, спасающего от смерти своего птенца.
Так как сам воробей рисковал своей жизнью, то я бы такой рассказ могла назвать «Храброе сердце» или «Сила родительской любви».

• Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.
Главным моментом в развитие действия может считаться — это отступление собаки при виде храбрости воробья.
Храбрость, смелость, любовь воробья.

• Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?
Поединок воробья и собаки описан как наступление воробья на собаку и отступление Трезора.
Этот бой можно считать состоявшимся, так как собака отошла, отказавшись от него.
Победителем боя стал воробей.

• Какие слова и почему повторяются дважды?
Слова «смерть» и «любовь» повторяются несколько раз для того, чтобы показать читателю каким храбрым был поступок воробушка.

• Определи главную мысль произведения. Запиши её, используя слова из текста.
Главная мысль рассказа «Воробей» Тургенева — в конце.
Автор говорит «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

• Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.
Любовь к своим детям, своим родителям и вообще к дорогим и близким людям сильнее самого сильного страха смерти.