4 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 59, 60, 61, 62

Ответы к страницам 59, 60, 61 и 62

содержание

Н.Г. Гарин-Михайловский. Старый колодезь
Глава из повести «Детство Темы»

1. Проталинки
Впишите пропущенные слова, словосочетания и предложения. Найдите и подчеркните эпитеты.
Ночь. Тёма спит нервно и возбуждённо. Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный. Он то и дело вздрагивает. Снится ему, что он лежит на песчаной отмели моря, в том месте, куда их возят купаться, лежит на берегу моря и ждёт, что вот-вот накатится на него большая холодная волна. Он видит эту прозрачную зелёную волну, как она подходит к берегу, видит, как пеной закипает её верхушка, как она вдруг точно вырастает, подымается перед ним высокой стеной; он с замиранием и наслаждением ждёт её брызг, её холодного прикосновения, ждёт привычного наслаждения, когда подхватит его она, стремительно помчит к берегу и выбросит вместе с массой мелкого колючего песку; но вместо холода, того живого холода, которого так жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы, волна обдаёт его каким-то удушливым жаром, тяжело наваливается и душит… Волна опять отливает, ему опять легко и свободно, он открывает глаза и садится на кровати.

2. Точное слово
Прочитайте монолог Тёмы. Как мальчик убеждал себя перебороть страх? Найдите и подчеркните ответы.
— Не надо бояться, не надо бояться! — говорит он дрожащим от ужаса голосом. — Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама и папа за это похвалят. Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно? Здесь ни капельки не страшно. Вот отдохну и полезу дальше, потом опять отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу. Жучка рада будет, все будут удивляться, как я её вытащил.

3. Эрудит
Что такое монолог? Допишите предложение.
Монолог — речь одного действующего лица с самим собой или читателями.

4. Соответствие
Какие слова говорят об отношении мальчика к собаке? Подчеркните.
Он снова оживился и, подбежав к отверстию колодца, вполголоса позвал:
— Жучка, Жучка!
Тёма замер в ожидании ответа.
Сперва он ничего, кроме биения своего сердца да ударов молотков в голове, не слышал. Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вы¬рвался новый, громкий оклик.
— Жучка, Жучка!
На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала. Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала.
— Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу, — кричал он ей, точно она понимала его.
Жучка ответила новым радостным визгом, и Тёме казалось, что она просила его поторопиться с исполнением обещания.
— Сейчас, Жучка, сейчас, — ответил ей Тёма и принялся, с сознанием всей ответственности принятого на себя обязательства перед Жучкой, выполнять свой сон.

5*. Поиск
Каким вы представляете Тёму? (Сколько ему лет? Каким он был?) Выберите ответ.

6. Проба пера
Напишите отзыв о поступке Тёмы.
В книге Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» рассказывается о мальчике Тёме, у которого происходит переломный момент в жизни: выход из жизни семейной в жизнь общественную. Тёма болезненно переживает этот переход.