5 класс. История. Годер. Рабочая тетрадь. Часть 2. Проверьте себя (страницы 73-78)

Ответы к заданию Проверьте себя на страницах 73-78

содержание

Другие решебники 5 класс:

1. Вспомните древнеримские легенды, которым посвящены рисунки.

Легенда об основании Рима. Волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема.


Как гуси Рим спасли от атаки галлов, гоготом разбудив спящих защитников.

2. Разгадайте кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима».
По горизонтали:
2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий).
4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека).
6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей).
7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон).
8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь).
9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций).
12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор).
14. Последняя царица Египта (Клеопатра).
18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны).
20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы).
21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар).
23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон).
24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан).
25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут).
26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян).
29. Последний император Западной Римской империи (Ромул).
30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия).
31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит).
32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).

По вертикали:
1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат).
2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий).
3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император).
4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак).
5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней).
8. Сооружение для конских состязаний (цирк).
9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия).
10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон).
11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс).
13. Римские бани (термы).
14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин).
15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний).
16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей).
17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы).
18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя).
19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка).
21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары).
22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август).
25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор).
27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих).
28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций).

3. Вспомните, какая дата (согласно легенде) считается годом основания Рима. Посчитайте (письменно), сколько лет назад был основан этот город.
753 год до н.э. — год основания Рима.
2020 + 753 = 2773 лет назад был основан Рим.

4. Какая система управления существовала в Древнем Риме? Можно ли считать её демократией? Свой ответ обоснуйте.
Республика. Да, можно, т.к. народ участвовал в правлении.

5. Перечислите общее и различное в устройстве Римской республики и Афинского полиса при Перикле.
Общее: участие граждан, Народно собрание, выборные должности.
Различия: в Греции у народного собрания больше роль.

6. Перечислите причины, способствовавшие установлению римского господства над Средиземноморьем.
1) сильная армия (легионы).
2) умелая политика римлян «разделяй и властвуй».
3) Экономическая мощь (награбленное добро).

7. Как вы понимаете термин «гражданская война»? Каково было главное отличие гражданских войн в Риме от восстания рабов?
Гражданская война — война между гражданами одного государства. Рабы боролись за личную свободу.

8. Какой властью обладал Цезарь? Как ему это удалось? В наши дни, когда хотят обвинить кого-то в предательстве, говорят: «И ты, Брут!» Откуда пошло это выражение?
Диктаторской, единоличной. Он завоевал силой и хитростью. Брут предал Цезаря.

9. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю не только свидетельницей веков, но и учительницей жизни. В чём вы видите смысл его слов? Свой ответ обоснуйте.
Прошлые события учат не повторять ошибок, которые могут привести к войнам.

10. Перечислите события (причины), которые привели к падению Западной Римской империи.
1) Большие размеры.
2) Нашествия германцев, варваров.
3) Борьба за власть.
4) Наемная армия.

11*. Продолжите работу над проектом «Мировые религии». Соберите информацию о возникновении христианства.
Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины и сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу, соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса также были евреи. Сторонников новой веры стали называть «Христиане», т.е. приверженцы (или последователи) Христа.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и Средиземноморья, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

12*. С помощью дополнительных источников (в том числе Интернета) подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) «Путешествие по Древнему Риму». Возможно коллективное выполнение задания.

13*. Продолжите работу над проектом «История в лицах». Соберите информацию (на выбор) о Ганнибале, Сципионе, Плутархе, Спартаке, Цезаре, Цицероне, Вергилии, Горации, Нероне и др. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) о вашем герое.

14*. Какой древний город называют музеем под открытым небом? Составьте рассказ от лица школьника, побывавшего в этом городе во время летних каникул.
Помпеи. Этот город расположен в Южной Италии, поблизости и от вулкана Везувия. Но сейчас там никто не живет. Город стал музеем под открытым небом в августе 79 г. н.э. Везувий ожил и в результате извержения город был засыпан пеплом. Археологи раскопали Помпеи. Улицы вымощены камнем, есть водопровод, бани, мастерские, мельницы. Есть и роскошные дома богачей, украшенные статуями и росписями. Были в Помпеях два театра и амфитеатр на 20 тыс. человек.