2 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 2. Проектные задания (страницы 112, 113)
Ответы к Проектному заданию на страницах 112 и 113
В словари – за частями речи!
• Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.
Толковый словарь
Номер 1.
Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает качество предмета.
Номер 2.
Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
Номер 3.
Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Смекалистый человек всегда найдет выход из сложной ситуации.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные – названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Берёза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоко, яблоня, ягода.
Деревья: берёза, осина, яблоня.
Ягоды: земляника, малина.
Овощи: капуста, морковь, щавель.
Фрукты: яблоко.
Зелень: щавель.
Словарь синонимов
Номер 1.
Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
голубой — лазурный
жёлтый — золотой
зелёный — изумрудный
красный — алый
оранжевый — апельсиновый
синий — васильковый
фиолетовый — лиловый
Номер 2.
Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.
Номер 3.
Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Мама купили себе красные сапоги.
Алый закат закрыл все небо.
Словарь антонимов
Номер 1.
Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
встречать – провожать
говорить – молчать
запрещать — разрешать
мириться – ссориться
наказывать — поощрять
Номер 2.
Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать – мешать, одобрять – осуждать.
помогать — оказывать помощь
мешать — отвлекать
одобрять — хвалить
осуждать — ругать
Номер 3.
Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Саша любит много говорить.
Когда кто-нибудь говорит, нужно молчать.
Орфоэпический словарь
Номер 1.
Найдите слова – названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
Директор (ед.ч.), директора (мн.ч.).
Инженер (ед.ч.), инженеры (мн.ч.).
Столяр (ед.ч.), столяры (мн.ч.).
Шофер (ед.ч.), шоферы (мн.ч.).
Это имена существительные,
Номер 2.
В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
Номер 3.
Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Дире́ктор, директора́.
Инжене́р, инжене́ры.
Столя́р, столяры́.
Шофёр, шофёры.
Словарь однокоренных слов
Номер 1.
Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень.
Зима, зимний, зимовье, зимовать.
Номер 2.
Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Номер 3.
Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нем главные члены.
В этом году зима выдалась очень снежной.
• Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
Задания по словарю антонимов:
1. Найдите имена прилагательные, обозначающие качества человека.
2. Найдите слова, обозначающие стороны света.
2. Найдите наречия.