3 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 15, 16, 17, 18, 19, 20

Ответы к страницам 15, 16, 17, 18, 19 и 20

содержание

Устное народное творчество

• Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.

Устное народное творчество – это малые фольклорные произведения, созданные неизвестными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных. В сказке зачастую можно увидеть чудесные превращения, а сами герои часто используют различные сказочные предметы.

Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.
Устное народное творчество – это устные произведения, созданные народом. Среди жанров выделяют: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.

• Какие виды народного творчества ты знаешь?
Сказки, загадки, песни, скороговорки, пословицы, поговорки.

• Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Народное творчество».
«Сказки со всего света»
«Русские народные сказки о животных»
«Сказки и былины»

• Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом.


Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.
Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.

• Допиши текст заклички.
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку –
Подари нам, милая, солнышка немножко.

Сядь на цветок –
Сделай так, чтобы дождик умолк!

Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.

Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.

Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Весна-красна! Приходи скорей!
Веди весенний хоровод,
Красну девицу – в огород.
Красно солнышко, взойди!
Красно солнышко, свети,
На поле нам помоги!

• Собери пословицы на с. 36 учебника (часть 1). Запиши их.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал – навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело – гуляй смело.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

• Восстанови загадки на с. 36 учебника (часть 1). Проверь себя по рифмам.
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Шёл долговяз – в земле увяз. (Дождь)
Стоит Антошка на одной ножке. (Подсолнух)
Лежал, лежал, да и в речку побежал. (Снег)
Летом вырастают, осенью облетают (Листья)
В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

• Придумай свои загадки к словам:
лёд, листья, снег, дождь, лес, весна, подсолнух.

Сначала реши, на кого или на что похож выбранный тобой предмет. Например, подсолнух похож на солнышко. Подумай, что делает похожим выбранный тобой предмет, с которым ты его сравниваешь.
Лёд: прозрачен как стекло, а не вставишь в окно.
Снег: бел, да не сахар; нет ног, а идет.
Весна: всё очнулось ото сна, всё цветёт — пришла…
Листья: падают с ветки золотые монетки.
Дождь: до неба достанет, а от земли не видать.
Лес: весной одевается, осенью раздевается.
Подсолнух: посадили зернышко — вырастили солнышко.

• Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать: надоедать, приставать, размышлять, грустить.
Докучать – надоедать.

• Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.
Жила-была коза-дереза. Пошла она однажды гулять в лесу и там ее съел волк. Или все было наоборот?