3 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 1. Проверь себя (страница 100)

Ответы к заданию Проверь себя на странице 100

содержание

1. Прочитайте. Объясните, как найти в словах указанные части слова:
Позвонит (приставка).
Снежок (корень).
Медвежонок (суффикс).
Гроза (окончание).


Чтобы найти в слове приставку, надо подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Часть слова перед корнем и будет приставкой (позвонит: звонит, перезвонит).


Чтобы найти в слове корень, надо подобрать однокоренные слова. Их общая часть и будет корнем (снежок: снежный, подснежник).


Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другим суффиксом. Часть слова после корнем и будет суффиксом (медвежонок: медведь, медвежата).


Чтобы найти в слове окончание, надо изменить форму слова. Изменяемая часть и будет окончанием (гроза: грозу, гроз).

2. Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.
У этих слов одинаковый корень -вяз, но разное лексическое значение:
вязать — означает соединять вместе;
вязкий — топкий, липкий, клейкий.
Значит эти слова не однокоренные.

3. Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
1. Берег, берега, береговой, побережье.
2. Дальний, синий, зимний, соседний.
3. Солнце, пальто, облако, весна.

1. Берега (это слово является формой слов берег, все остальные слова группы — однокоренные).
2. Синий (отличается от других слов составом слова: корень, окончание; в остальных словах – корень, суффикс, окончание).
3. Пальто (это неизменяемое слово, а остальные изменяются по падежам).

4. Прочитайте. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Объясните выбор каждой группы.
Белый, побелеть, белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький, жёлтый.

1. одинаковое окончание
2. одинаковые приставки и суффиксы
3. одинаковые суффиксы и окончания
4. одинаковые суффиксы и окончания

• Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.
Беленький: желтенький, гороховый, полянка

5. Объясните, в каком порядке вы разберёте по составу слова подоконник, снежинки, пришкольный.
Сначала надо найти окончание.
Отбрасываем окончание и выделяем основу.
Подбираем однокоренные слова, находим корень.
Часть слова перед корнем — это приставка.
Часть слова после корня — суффикс.

6. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями:
а) «маленькая узкая дорога»;

дорожка

б) «тот, кто строит дороги»;
дорожник

в) прилагательное к слову дорога;
дорожный

г) «трава, растущая вдоль дороги».
подорожник

7. Прочитайте. Назовите слово.
Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове подберёзовик, корень — как в слове осинник.
Подосиновик.