3 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 1. Упражнение 261

Ответы к упражнению 261

содержание

Прочитайте фразеологизмы.
Как с неба (с луны) свалился.
Покраснел до ушей.
Сгорать от стыда.
Как воды в рот набрал.
Язык развязался.
В час по чайной ложке.
Оставляет желать много лучшего.
Зарубить на носу.

• Объясните, как вы поняли значение фразеологизмов.
Как с неба (с луны) свалился — неожиданно.
Покраснел до ушей — от стыда.
Сгорать от стыда — сильно стыдиться.
Как воды в рот набрал — замолчал.
Язык развязался — рассказал все, что можно.
В час по чайной ложке — медленно.
Оставляет желать много лучшего — неудовлетворительно.
Зарубить на носу — запомнить.

• Спишите. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

• Составьте предложение или текст, используя в нём одно из данных устойчивых сочетаний (фразеологизмов).
«Ты как с неба (с луны) свалился»
Однажды Кирилл, вернувшись домой из школы, отправился на прогулку и прогулял до позднего вечера. Он не посмотрел в дневник и забыл выполнить домашнее задание. На следующий день учительница собрала тетради на проверку, и Кирилл получил двойку. Мальчик сказал, что оценка поставлена нечестно, потому что домашнего задания не было. На что один из одноклассников ответил ему: «Ты как с луны свалился. Его задают и проверяют каждый день!»

«Покраснел до ушей»
Ученик четвёртого класса Петя не подготовился к контрольной работе, поэтому решил незаметно списать её с помощью телефона. Практически сразу его заметил учитель и на весь класс сделал замечание, забрав работу. Петя покраснел до ушей от стыда. С тех пор он перестал списывать.

«Сгорать от стыда»
Как-то раз Максим решил прогулять школу. Утром он взял портфель, но отправился не на уроки, а гулять. Через пару часов маме позвонил классный руководитель и сообщил, что мальчика нет на уроках. Обеспокоенный папа ходил из угла в угол и обзванивал всех знакомых, а мама плакала. Когда Максим вернулся домой, то увидел, что мама в слезах. Мальчик сгорал от стыда за свой поступок, пока отец отчитывал его, а мама обнимала и просила больше так никогда не делать.

«Как воды в рот набрал»
Однажды Илья с друзьями играли на улице в футбол и разбили окно в соседнем доме. Мальчишки разбежались в разные стороны, а Илюша, забрав мяч, пошёл к своему дому. Там он наткнулся на хозяйку разбитого окна. Она ругалась, обвиняла мальчика и требовала назвать всех игроков. Илья не хотел сдавать своих товарищей, поэтому молчал, как воды в рот набрал.

«Язык развязался»
По дороге в школу Оля с Катей заметили девочку из младших классов и решили над ней подшутить. Они подбежали, сорвали с неё портфель и убежали, спрятав его неподалёку. На уроке в класс пришёл завуч и пригласила обеих девочек на беседу к себе в кабинет. Там стояла заплаканная девочка, которая так и не смогла отыскать ранец. Оля сказала, что она тут ни при чём, а Катя, посмотрев на девчонку, расплакалась и у неё развязался язык. Она рассказала, куда был спрятан портфель, и пообещала больше никого не обижать.

«В час по чайной ложке»
На уроке Игоря вызвали к доске решать пример, но он делал это настолько медленно, что учитель сказала, что мальчик решает в час по чайной ложке и неплохо бы это делать быстрее.

«Оставляет желать много лучшего».
Конец четверти. Семён принёс дневник с четвертными оценками. Мама нахмурилась, а папа покачал головой и сказал, что успеваемость сына оставляет желать много лучшего.

«Зарубить на носу»
Папа подвёз Мишку до школы и наблюдал, как тот, выскочив из машины, помчался со всех ног в сторону школы. Пробегая мимо, он с силой оттолкнул в сторону одну девочку так, что та упала и больно ударилась. Отец подошёл к Мише в раздевалке и велел извиниться перед девчушкой, а после этого велел зарубить на носу, что двигаться надо аккуратно и толкать никого нельзя, особенно девочек.