3 класс. Русский язык. Канакина, Щёголева. Проверочные работы. Страницы 47, 48, 49
Ответы к страницам 47, 48 и 49
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)
1. Прочитай.
Ъ (твёрдый знак) дал объявленье:
«Десять банок съем варенья!»
(И. Красникова)
• Какую «работу» выполняют выделенные буквы?
Буква мягкий знак (ь) указывает на мягкость предшествующего согласного звука: десять.
Раздельный мягкий знак (ь) и разделительный твёрдый знак (ъ) указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я, и) обозначает два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук: объявленье, съем, варенья.
• Подчеркни в словах изученные орфограммы. В словах с разделительным твёрдым знаком (ъ) выдели приставки.
2. Прочитай. Отметь √ правильное утверждение.
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется в корне после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок перед буквами е, ё, ю, я.
V Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.
3*. Прочитай. Найди слова с разделительным твёрдым знаком (ъ), выдели в них приставки.
1) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 2) Береги платье снову, а честь смолоду. 3) Не радуйся под гору: подъём круче. 4) Есть терпенье, будет и уменье. 5) Был конь, да изъездился. 6) Картофель хлебу подспорье. 7) Горе в чужой земле безъязыкому.
• Подчеркни в словах одной чертой разделительный мягкий знак (ь), двумя чертами мягкий знак (ь), указывающий на мягкость предшествующего согласного звука.
4*. Прочитай. Найди и подчеркни в каждом ряду лишнее слово. Объясни, почему это слово лишнее.
С…ёжился, мурав…и, под…ехал.
Обез…яна, воскресен…е, об…явление.
В…южный, с…едобный, раз…ярённый.
• Выдели в словах приставки.
5. Прочитай. Вставь в предложения пропущенные слова, взяв их из заглавия.
Объём и подъём
Подъём у Бегемотика
В восемь часов утра.
Объём его животика
Восемьдесят четыре ведра.
(Ю. Парфёнов)
6*. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни в словах разделительный твёрдый знак (ъ).
Съехал с горы, сэкономил время, объявил об экскурсии, вошёл во второй подъезд, предъюбилейный год, приклеил марку, подъёмный кран, подписка на газеты, железнодорожный разъезд.
• Составь и запиши предложение с любым сочетанием слов.
Сегодня наш учитель объявил об экскурсии в музей.
7. Прочитай. Образуй от данных слов однокоренные при помощи любой из данных приставок: под-, об-, раз-, с-, от-. Запиши эти слова с другими приставками.
Поехал, приезд, заявил, выяснил, соединил, поёжился.
Подъехал, отъезд, объявил, разъяснил, объединил, съёжился.
8*. Прочитай. Отметь √, в каких словах перенос сделан неправильно.
разъ-езд V съ-езд |
V тетра-дь V друзь-я |
каль-мар пье-са |
9. Прочитай. Составь звуковую модель каждого слова. Укажи цифрами, сколько в каждом слове звуков и букв.
Ружьё [ружй’ó] — 5 зв., 5 б.
Съел [сй’эл] — 4 зв., 4 б.
Тюльпан [т’ул’пáн] — 6 зв., 7 б.
10*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь своё объявление на другую тему.
Объявление
Ребята! В воскресенье, 31 декабря, мы идём встречать Новый год в парк. Выходим в 11 часов утра. Сбор у подъезда в школу.
Ученики 3-го класса.
Объявление
Уважаемые родители, в четверг, 19 октября, в 18.00 состоится родительское собрание в 113 кабинете. Явка обязательна!
Галина Петровна.