4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 86, 87, 88, 89, 90, 91

Ответы к страницам 86, 87, 88, 89, 90 и 91

содержание

Проверим себя

• Прочитай пословицу.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.
Кашу маслом не испортишь.
И лягушка может утонуть.
Лишнее говорить — только делу вредить.
+ Двумя руками трудно ухватить двух угрей.
Мал горшок, а мясо варит.

• Прочитай текст.

Э. Шим

Хлеб растёт

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное.
Мама сказала: «Это хлеб растёт».
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: «Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры, до времени. Над полем вьюги свистели, морозы остудили землю.
А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. Долго-долго зима не кончалась…
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!»
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся: «До чего хлеб хорош!»

• Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту.
1) Что значит «озимый хлеб»?
2) Как зимует хлеб?
3) Что вызвало у людей радость?

• Запиши план рассказа
1. Зимнее поле
2. Зеленые ростки
3. Озимый хлеб
4. Как зимует хлеб
5. Весенняя радость

• Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.
Ростки весной поднимались, за лето выросли и позолотели. Скоро на полях появятся комбайны и начнут убирать славный урожай.

• Прочитай произведение Л. Н. Толстого.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

• С чем автор сравнивает росу?
С алмазами, которые под светом солнца красиво блестят и переливаются различными цветами.

• Придумай свои сравнения.
Роса блестит, как сияющий лед, как жемчужное ожерелье, как небесная радуга.

• Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.
Сравнение с алмазами, драгоценными камнями, блестящими на солнце.

• Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».

Роса

День обещает быть знойным, но утро ещё прохладное и душистое в эти ранние часы. Земля пока холодна; холодны и мокры цветы и травы. Это от росы, которая выпала ночью. Отчего бывает роса?
Днём солнце сильно нагревает землю. Нагреваются цветы, и деревья, и воздух. А в воздухе всегда есть влага — прозрачный водяной пар: он защищает нас от горячих лучей солнца, поглощает их теплоту.
Но вот спустилась ночь. Земля начинает остывать. Сделались холодными травы и листья. Влага, которая всегда есть в воздухе, соприкасается с ними и тоже охлаждается. А когда водяные пары охлаждаются, они превращаются в воду.
И вот капельки воды, крохотные круглые бисеринки, покрывают траву и цветы, собираются на листьях. Ранним утром на солнце они играют разноцветными лучами, и кажется, что рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя.

• Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.
Знойный, душистый, поглощать, бисеринки, хрусталь.
Знойный – очень жаркий.
Душистый – имеющий очень приятный и сильный запах.
Поглощать – впитывать в себя что-либо.
Бисеринки – от слова бисер. Это значит – декоративные элементы небольшого размера.
Хрусталь – это особый вид стекла. Он отличается своей красотой и светоотражающими свойствами.

• Кратко запиши своими словами, что такое роса.
Роса — это крошеные водяные капли, которые появляются из влаги.

• Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.

Параметры сравнения Какая бывает роса на траве Роса
Автор Л.Н. Толстой Коллектив авторов
Название Какая бывает роса на траве Роса
Тема Красота природных явлений Суть понятия «роса», ее происхождение
Главная
мысль
Роса — это чудесный дар природы Роса — это водяной пар
Изобразительно-выразительные средства Эпитеты, сравнения, метафоры Научные термины: общеупотребимые слова

Вывод: описание Л. Н. Толстого более эмоциональное, образное, воздействует на чувства читателя, а научно-популярное описание воздействует на интеллект, расширяя кругозор и пополняя знания об окружающем мире.

• Вспомни, что такое стихотворение. Что нового ты можешь добавить? Запиши.
Стихотворение — это литературное произведение небольшого объема, написанное рифмованными строками. Оно передает душевное настроение поэта или героя стихотворения.

• Сопоставь произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и С.А. Есенина «Лебёдушка». Что их объединяет и в чём различие данных художественных текстов? Запиши.​ ​
Сходство: оба произведения грустные, повествуют о лебедях и показывают любовь к своим детям.

Различие: «Приёмыш» — это рассказ, где лебедя воспитывал человек; а «Лебёдушка» — стихотворение, где лебедей растила мама-лебёдушка.