4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 86, 87, 88, 89, 90, 91
Ответы к страницам 86, 87, 88, 89, 90 и 91
Проверим себя
• Прочитай пословицу.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.
Кашу маслом не испортишь.
И лягушка может утонуть.
Лишнее говорить — только делу вредить.
+ Двумя руками трудно ухватить двух угрей.
Мал горшок, а мясо варит.
• Прочитай текст.
Э. Шим
Хлеб растёт
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное.
Мама сказала: «Это хлеб растёт».
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: «Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры, до времени. Над полем вьюги свистели, морозы остудили землю.
А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. Долго-долго зима не кончалась…
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!»
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся: «До чего хлеб хорош!»
• Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту.
1) Что значит «озимый хлеб»?
2) Как зимует хлеб?
3) Что вызвало у людей радость?
• Запиши план рассказа
1. Зимнее поле
2. Зеленые ростки
3. Озимый хлеб
4. Как зимует хлеб
5. Весенняя радость
• Дополни данный текст ещё одним абзацем. Подумай, о чём ты будешь рассказывать. Запиши.
Ростки весной поднимались, за лето выросли и позолотели. Скоро на полях появятся комбайны и начнут убирать славный урожай.
• Прочитай произведение Л. Н. Толстого.
Какая бывает роса на траве
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
• С чем автор сравнивает росу?
С алмазами, которые под светом солнца красиво блестят и переливаются различными цветами.
• Придумай свои сравнения.
Роса блестит, как сияющий лед, как жемчужное ожерелье, как небесная радуга.
• Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши своё мнение.
Сравнение с алмазами, драгоценными камнями, блестящими на солнце.
• Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?».
Роса
День обещает быть знойным, но утро ещё прохладное и душистое в эти ранние часы. Земля пока холодна; холодны и мокры цветы и травы. Это от росы, которая выпала ночью. Отчего бывает роса?
Днём солнце сильно нагревает землю. Нагреваются цветы, и деревья, и воздух. А в воздухе всегда есть влага — прозрачный водяной пар: он защищает нас от горячих лучей солнца, поглощает их теплоту.
Но вот спустилась ночь. Земля начинает остывать. Сделались холодными травы и листья. Влага, которая всегда есть в воздухе, соприкасается с ними и тоже охлаждается. А когда водяные пары охлаждаются, они превращаются в воду.
И вот капельки воды, крохотные круглые бисеринки, покрывают траву и цветы, собираются на листьях. Ранним утром на солнце они играют разноцветными лучами, и кажется, что рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя.
• Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.
Знойный, душистый, поглощать, бисеринки, хрусталь.
Знойный – очень жаркий.
Душистый – имеющий очень приятный и сильный запах.
Поглощать – впитывать в себя что-либо.
Бисеринки – от слова бисер. Это значит – декоративные элементы небольшого размера.
Хрусталь – это особый вид стекла. Он отличается своей красотой и светоотражающими свойствами.
• Кратко запиши своими словами, что такое роса.
Роса — это крошеные водяные капли, которые появляются из влаги.
• Сравни художественный текст Л. Н. Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.
Параметры сравнения | Какая бывает роса на траве | Роса |
Автор | Л.Н. Толстой | Коллектив авторов |
Название | Какая бывает роса на траве | Роса |
Тема | Красота природных явлений | Суть понятия «роса», ее происхождение |
Главная мысль |
Роса — это чудесный дар природы | Роса — это водяной пар |
Изобразительно-выразительные средства | Эпитеты, сравнения, метафоры | Научные термины: общеупотребимые слова |
Вывод: описание Л. Н. Толстого более эмоциональное, образное, воздействует на чувства читателя, а научно-популярное описание воздействует на интеллект, расширяя кругозор и пополняя знания об окружающем мире.
• Вспомни, что такое стихотворение. Что нового ты можешь добавить? Запиши.
Стихотворение — это литературное произведение небольшого объема, написанное рифмованными строками. Оно передает душевное настроение поэта или героя стихотворения.
• Сопоставь произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» и С.А. Есенина «Лебёдушка». Что их объединяет и в чём различие данных художественных текстов? Запиши.
Сходство: оба произведения грустные, повествуют о лебедях и показывают любовь к своим детям.
Различие: «Приёмыш» — это рассказ, где лебедя воспитывал человек; а «Лебёдушка» — стихотворение, где лебедей растила мама-лебёдушка.