4 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 70, 71, 72, 73, 74

Ответы к страницам 70, 71, 72, 73 и 74

содержание

Х.-К. Андерсен. Дикие лебеди

1. Соответствие
Какая модель обложки соответствует произведению Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди»? Докажите. Дополните модель.

Это сказка, поэтому круг. Это сказка о волшебстве, поэтому синий цвет.

2. Поиск
Перечитайте абзац. Как сказочник говорит о детях короля? Какие сведения сообщает? Подчеркните.
Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь, которую звали Элизой. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; у каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Принцы писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать — и по книжке и без книжки, на память. Конечно, так хорошо читать могли только на-стоящие принцы. Пока принцы учились, сестра их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, которая стоила полкоролевства.

3. Проталинки
Впишите пропущенные слова. В кого превратились принцы? В кого их хотела превратить мачеха? Подчеркните ответы разными цветами.
И вот королева велела позвать принцев, и, когда они приблизились к ней, она крикнула:
— Пусть каждый из вас превратится в чёрного ворона! Летите прочь из дворца и сами добывайте себе пропитание!
Но ей не удалось довести до конца своё злое дело. Принцы превратились не в безобразных воронов, а в красивых диких лебедей. С криком вылетели они из окон дворца и понеслись над парками и лесами.

4. Точное слово
Что делала Элиза? Подчеркните. Какой она была? Запишите.
Потом Элиза оделась, заплела в косы свои длинные волосы и пошла дальше по лесу, сама не зная куда. По дороге она увидела дикую яблоню, ветви которой гнулись от тяжести плодов. Элиза поела яблок, подпёрла ветви палочками и пошла дальше. Скоро она зашла в самую чащу леса.
Эльза была аккуратна, опрятна, заботлива, добра.

5. Схема
Дополните план сказки. Подготовьте краткий пересказ.

Король и его дети → Жизнь Элизы → Встреча с братьями → Перелёт → Фата-Моргана → Тайна Элизы → Счастливый конец

6*. Поиск
Перечитайте монолог старшего принца и ответьте на вопросы.
• Где жили принцы?
Далеко-далеко за морем, в такой же прекрасной стране.

• Сколько раз в год братья-принцы могут полететь на родину? Почему?
Два раза в год, в самые длинные дни, пока они — птицы.

• В какое время принцы — дикие лебеди могли лететь?
Днём, пока они птицы, ночью они принцы — люди.

• Из чего они сделали сетку?
Из гибкой ивовой коры и тростника.

• Когда они превратились в людей?
Когда Элиза сшила им зелёные рубашки.

7. Точное слово
Перечитайте. В каких словах принца слышится любовь к родине? Подчеркните.
Но если бы не было этого утёса, нам бы никогда не удалось побывать на нашей родной земле: море широко, мы не можем перелететь через него от восхода до заката солнца. Только два раза в год, в самые длинные дни, наши крылья в силах перенести нас через море. И вот мы прилетаем сюда и живём здесь одиннадцать дней. Мы летаем над этим большим лесом и глядим на дворец, где мы родились и провели детство. Он хорошо виден отсюда. Тут каждый куст и каждое дерево кажутся нам родными. По зелёным лугам бегают дикие лошади, которых мы видели ещё в детстве, а угольщики поют те самые песни, которые мы слышали, когда жили ещё в родном дворце. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! В этот раз мы пробыли здесь уже девять дней. Через два дня мы должны улететь за море, в прекрасную, но чужую страну.

8. Таблица
Заполните таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки».

Положительные герои Отрицательные герои
Элиза Мачеха
Братья Элизы Епископ
Фея Фата-Моргана
Король

9*. Проба пера
Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.