4 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 34, 35
Ответы к страницам 34 и 35
В поисках подземных кладов
1. С помощью карты учебника нанесите на контурную карту (с. 28—29) месторождения полезных ископаемых. Воспользуйтесь известными вам условными знаками. Распределите работу: пусть один из вас нанесёт месторождения каменного и бурого угля, а другой — нефти и природного газа. Проверьте друг друга.
Дома нанеси на контурную карту другие полезные ископаемые (по своему выбору).
2. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых».
Цель работы: определить название и свойства полезного ископаемого.
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом-определителем, узнайте его название.
Запишите: Каменный уголь.
2. Установите свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, другие (например, блеск, запах). Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
Запишите: твердый, черного цвета, непрозрачный, плотный, хрупкий, имеет блеск, без запаха, горючий.
3. Подготовьте устное описание полезного ископаемого по плану, приведённому в учебнике.
Каменный уголь — первое из полезных ископаемых, используемых человеком в качестве топлива. Лишь в конце прошлого века его заменили другие энергоносители, а вплоть до 60-х годов он оставался самым используемым источником энергии. Однако и сейчас он активно используется в металлургической промышленности при выплавке чугуна.
Уголь, также как и другие основные энергоносители, представляет собой изменившееся за длительный промежуток времени и под действием различных процессов органическое вещество.
Каменный уголь – это осадочная порода, образовавшаяся при разложении остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов, а также первых голосеменных растений).
Основная часть добываемых в настоящее время каменных углей образовалась примерно 300-350 миллионов лет тому назад.
4. Представьте классу результаты вашей работы. Выслушайте и оцените сообщения других групп.
3. С помощью учебника заполните таблицу.
Сравнение нефти и природного газа
Признаки для сравнения | Нефть | Природный газ |
Происхождение | из остатков растений и животных | из остатков растений и животных |
Свойства | густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая | бесцветный, лёгкий, горючий, не имеет запаха |
Применение | топливо, масла, пластмассы, волокна для тканей | топливо, пластмассы, волокна ценных материалов |
Способы добычи | из глубоких скважин | из глубоких скважин |
Способы транспортировки | нефтепровод, железнодорожные цистерны, нефтеналивные танкеры | газопровод, танкеры-газовозы |
Бережное отношение | нельзя допускать разлива при добыче и перевозке | нужно экономить, не допускать утечку в быту |