4 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 48, 49

Ответы к страницам 48 и 49

содержание

В холодной тундре

1. Используя карту в учебнике, обозначьте на контурной карте (с. 42—43) зону тундры (закрасьте соответствующим цветом). Проверьте друг друга. Результаты работы представьте классу. Оцените работу других ребят.

2. Прочитай текст учебника на с. 82—83. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне тундры.
«Мертвая земля», холодная безлесная равнина, полярная ночь, полярный день, пурга, многолетняя мерзлота.

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей, протянулась зона тундры. Считается, что слово «тундра» пришло из саамского языка и означает «мёртвая земля». Тундра — это холодная безлесная равнина. Она является частью Арктики.
Зима в тундре долгая (7—8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Лето короткое, холодное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры. Зимой по многу дней свирепствует пурга.
За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр, а почва влажная. Почва тундры бедна перегноем.
Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но всё-таки название «мёртвая земля» не совсем справедливо. Жизнь здесь гораздо разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь.

Послушай и оцени рассказы других ребят. Задай им вопросы или дополни их рассказы.

3. Сравни по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. По каким признакам ты узнаешь эти растения в природе? Дополнительные сведения о голубике и бруснике можно найти в атласе-определителе.

Морошку, голубику и бруснику можно узнать по форме и цвету ягод.
Морошка похожа на малину, цвет у нее оранжевый и растет она по одной ягодке.
Голубика напоминает лесную чернику, ее ягодки вытянутые. Ягодки голубики темно-синего цвета.
Брусника растет кустарником, правда очень мелким. Ягодки брусники красные и блестящие.

4. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей картинки.


Ягель

Лемминг

Песец

5. Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.
Ягель — северный олень — волк.
Растения — лемминг — белая сова.

Дома на основе предложенной тобой схемы изготовь модель. Представь её классу.

6. В дополнительной литературе, Интернете найди информацию о каком-либо растении или животном тундры (по выбору), подготовь сообщение. Запиши основные сведения для своего сообщения. Укажи источник информации.
Лемминги живут в суровых условиях арктических и субарктических тундр. Они травоядны и предпочитают коренья, ягодки, зерна, побеги.


Лемминги живут в суровых условиях арктических и субарктических тундр. Любят тундры с карликовыми березами и ивами, каменистые тундры, места водоразделов, заболоченные земли.
Лемминги очень активные зверьки. Они травоядны и предпочитают коренья, ягодки, зерна, побеги. Опасность их жизни представляют песцы, полярные лисы, совы, канюки.
Живут эти животные по одиночке. Каждый защищает свою территорию сам. Являются большой помехой для фермеров, имеющих коров, овец, так как поедают мхи и свежие травы, которыми кормится крупнорогатый скот.
В зимнее время лемминги делают гнезда под снежным покровом. Питаются остатками растений, что спрятаны под снегом. Некоторые особи создают специальные хранилища возле гнезд. Искать пропитание выходят в ночное время, поэтому часто становятся пищей совы полярной.