4 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 1. Проверь себя (страница 24)

Ответы к заданию Проверь себя на странице 24

содержание

1. Прочитайте. Докажите, что это текст. Придумайте к нему заголовок.
Утренний клёв окончился. Незнакомая птичка опустилась на удилище, сложила крылья. Я стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, тёмные в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка. Незнакомка посидела, посидела на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махал крылышками.
Е. Носов

Это текст, т.к. предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.
Заголовок: Незнакомка.

• Сколько частей можно выделить в тексте? Объясните свой ответ.
Можно выделить 3 части по микротемам:
1. Утренний клёв.
2. Незнакомая птичка.
3. Птичка улетает.

В каждой части заключена своя главная мысль. Во вступительной (вводной) части мы узнаём, о чём будет текст. В основной части происходят основные события. В заключительной части делается вывод, автор выражает своё отношение к событиям.

• Можно ли из данного текста составить два других текста: текст-описание и текст-повествование? Составьте любой текст и запишите его.
Да, из данного текста можно составить два текста (описание и повествование).

Текст описание:
Птичка очень красива. Оливково-оранжевая грудка, темные в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка.

Текст-повествование:
Утренний клёв окончился. Незнакомая птичка опустилась на удилище, сложила крылья. Я стал разглядывать незнакомку. Она посидела, посидела на удочке, тоненько пискнула, будто всхлипнула, да и полетела вдоль берега, часто махая крылышками.

2. Прочитайте стихотворение выразительно.
Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Пол дождём осенним
Изменился ты!..
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди — весна вернётся,
Зацветёшь опять!
И. Белоусов

• Объясните употребление знаков препинания в конце предложений. Найдите в стихотворении обращение.
Вопросительный знак стоит при вопросе, восклицательный знак передает чувства.
Обращение: садик мой веселый.

• Спишите второе предложение. Подчеркните в нём грамматическую основу и выпишите словосочетания.
Под дождем осенним изменился ты!..

Изменился (где?) под дождем.
Дождем (каким?) осенним.