4 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 1. Проверь себя (страница 78)
Ответы к заданию Проверь себя на странице 78
1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.
«Синонимы и антонимы»
Русский литературный язык насчитывает большое количество синонимов. Синонимами называются слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению, например: интересный – увлекательный, занимательный (рассказ); бояться – робеть, ужасаться; темнота – потёмки, тьма.
Умелое использование синонимов делает нашу речь более разнообразной, точной и выразительной.
Ярким выразительным средством языке выступают антонимы — слова, противоположные по значению, например: мрак — свет, громкий — тихий, любить — ненавидеть и т. п.
Антонимы служат для более наглядного сопоставления, сравнения контрастных понятий.
Существуют словари синонимов и антонимов. Откройте их. С помощью словарей назовите и запишите синонимы и антонимы слова храбрость, слова вежливость, слова быстро.
2. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.
Лётчик, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.
К схеме не подходят:
• Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.
3. Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.
Ключ, вьюга, съезд, мяч.
ключ [кл’у́ч’] — 4 б., 4 зв.
вьюга [в’й’у́га] — 5 б., 5 зв.
съезд [сй’э́ст] — 5 б., 5 зв.
мяч [м’а́ч’] — 3 б., 3 зв.
солнце [сонцэ] — 6 б., 5 зв.
шмель [шм’эл’] — 5 б., 4 зв.
яхта [й’ахта] — 4 б., 5 зв.
4. Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.
Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корне или после корня перед буквами: е, ё, ю, я, и (семья, вьюн, льёт, раздолье).
Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным перед буквами е, ё, ю, я (отъезд, съёмка).
5. Прочитайте.
Ноч..ю приш..л первый зам..розок. Он надышал хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым инеем крыши, з..хрустел под ногами.
К. Паустовский
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Укажите над каждым словом первого предложения, какой частью речи оно является.
Разбор слова заморозок3 как части речи:
Заморозок — сущ., что?, н. ф. — заморозок, нариц. несдуш., м. р., 2-го скл., в им. п., в ед. ч., подлежащее.
Разбор слова надышал3 как части речи:
Надышал — гл., что сделал?, н. ф. — надышать, II спр. в прош. вр., в 3-м л., в ед. ч., в м. р., сказуемое.
Разбор слова зернистым3 как части речи:
Зернистым — прил., каким?, н. ф. — зернистый, м. р. в тв. п., в сд. ч., определение.