4 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 2. Наши проекты (страница 92)
Ответы к заданию Наши проекты на странице 92
Пословицы и поговорки
• Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В пословицах и поговорках часто используются глаголы во 2-м лице единственного числа.
1. Прочитайте пословицы и поговорки.Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.
1. Что посеешь, то и пожнёшь. 2. Поспешишь — людей насмешишь. 3. Любишь кататься — люби и саночки возить. 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
1. Что сделаешь сам, то и сможешь использовать в будущем.
2. Чтобы не допустить ошибки, нужно не спешить и сделать все правильно.
3. Чтобы чем-то интересным заниматься, нужно сначала приложить какое-то усилие.
4. Чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться.
2. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого. Объясните название рассказа.
Как глядишь, так и видишь
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».
На одно и тоже можно смотреть с разных точек зрения и оно будет казаться разным.
3. Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.
• Сможете ли вы объяснить смысл каждой выбранной вами пословицы и поговорки? В каких случаях их можно употребить в речи?
1. Тише едешь — дальше будешь. (Если что-то делать обдуманно и не торопясь, то точно будет успех)
2. Хочешь жить — умей вертеться! (Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно постоянно что-то делать; нельзя сидеть на месте)
3. Шило в мешке не утаишь. (Тайное рано или поздно откроется)
4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Лучше сделать хорошо одно дело, чем плохо сразу два)
5. Не рой другому яму – сам в неё попадёшь. (Не стоит делать кому-то плохих вещей, сам это и получишь)
6. Кашу маслом не испортишь. (Что-то полезно не навредит даже в большом количестве)
7. Слезами горю не поможешь. (Если произошло какое-то горе, то слезы уже не вернут былое)
8. Баснями сыт не будешь. (Нужно помогать не только словами, но еще и поступками)
9. Без беды друга не узнаешь. (Настоящий друг познается только в беде)
10. Не видав горя, не узнаешь радости. (Только тот, кто видел горе, может по-настоящему радоваться хорошим вещам)
• По какой пословице можно составить рассказ? Выберите такую пословицу или поговорку и составьте рассказ. Запишите его. Можете нарисовать к рассказу иллюстрацию.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
В школе Васе задали сделать кормушку для птиц. Вася полез в Интернет, чтобы посмотреть инструкцию, как правильно сделать кормушку. Просмотрев множество вариантов, мальчик выбрал для себя три самых интересных. Он долго думал, какую же именно кормушку ему сделать и в итоге решил сделать все три. Он думал, что успеет, т.к. впереди были выходные. Васе нужны были материалы для поделок и он пошел в магазин, чтобы купить их. В магазине он купил не все, что хотел. Остальное он попросил у папы. Вася решил, что будет собирать все кормушки одновременно. Так он и поступил. Однако в выходные у Васи были и другие дела и к воскресенью так ни одна из кормушек и не была сделана полностью. Вася расстроился, что не смог выполнить задание. Папа увидел, что мальчик ходит грустный и решил помочь сыну. Вместе они собрали из тех элементов, которые Вася успел сделать, целый трехэтажный домик для птиц. Мальчик был в не себя от радости. В понедельник он принес кормушку в школу и его работа была признана лучшей.