4 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 2. Проверь себя (страница 120)

Ответы к заданию Проверь себя на странице 120

содержание

1. Подготовьте сообщение на тему «Какую роль выполняет глагол в нашей речи?».
Глагол обозначает действие предмета.
Глаголы используются в речи, чтобы показать то, что предмет сделал, почувствовал, отношение предмета его чувства, мысли и т.д.
Глаголы показывают время, когда происходят события.

2. Прочитайте. Расположите глаголы-синонимы по степени усиления действия.
а) трусить, страшиться, бояться;
б) пылать, гореть, пламенеть.

а) страшиться, трусить, бояться;
б) пламенеть, гореть, пылать.

3. Выпишите из орфоэпического словаря учебника глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них ударение. Образуйте от любого глагола все формы времени.
Балова́ть, балова́ться, брать, дать, кле́ить, облегчи́ть, повтори́ть, позвони́ть, положи́ть, поня́ть, премирова́ть, углуби́ть, запломбирова́ть.

Брать — берёт (наст. вр.), брал (прош. вр.), будет брать (буд. вр.).

4. Скажите, в чём сходство и различие в грамматических признаках глаголов, употреблённых в данной загадке:
Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)

Сходство: будущее время, 2 лицо, ед. ч.
Различие: тронешь — 1 спр., откусишь — 2 спр.

5. Прочитайте. Допишите окончания глаголов в форме второго лица единственного числа. Над глаголами укажите спряжение.

6. Прочитайте пословицы. Объясните, в каких глаголах пропущено буквосочетание -тся, а в каких -ться.
Буквосочетания тся/ться зависят от вопроса и формы:
в 3-м лице -тся;
в неопределённой форме: -ться.

• Запишите пословицы, вставляя пропущенные буквосочетания.
1. Что летом родится, то зимой пригодится.
2. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

7. Прочитайте. Письменно разберите любой глагол по составу и как часть речи.
Напишешь пером, не вырубишь и топором.

Напишешь — глагол (что сделаешь?); неопределённая форма — написать; 1 спр., будущее время, 2 лицо, ед. ч.; сказуемое.