4 класс. Русский язык. Канакина. Проверочные работы. Страницы 22, 23

Ответы к страницам 22 и 23

содержание

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова

Слово и его значение

1. Прочитай. Какое из выделенных слов имеет значение «похожий на иней снегообразный осадок на ветвях растений»? Подчеркни это слово.
Был заморозок слаб ночной,
С клумб изморозь сошла.
(Л. Мартынов)

2. Прочитай. Отметь V значение выделенного слова. Подчеркни слово, которое имеет другое значение.
И изморось дрожит, как бисер рассыпной,
На паутинках и еловых лапах.
(А. Ивен)

мелкие стеклянные цветные зёрнышки, бусинки со сквозными отверстиями
V очень мелкий дождик

3. Прочитай. Допиши название ноты так, чтобы получились слова. В скобках указано, из какого языка заимствовано это слово.
Цунами (яп.), оригами (яп.), салями (ит.)

• Запиши слова в порядке указанных значений: 1) искусство создания поделок из бумаги, 2) сорт колбасы, 3) гигантская волна на поверхности океана.
1) оригами, 2) салями, 3) цунами

• Найди в словаре иностранных слов в учебнике (часть 1, с. 158) выделенное слово, укажи в скобках, из какого языка оно заимствовано.

4. Прочитай. Какое из данных слов многозначное, а какое — однозначное? Проверь значения слов по толковому словарю в учебнике (часть 1, с. 152—153).
багаж — многозначное слово
саквояж

• Выпиши из толкового словаря значения многозначного слова.
1. Упакованные для отправки поездом, автобусом, самолётом вещи, груз.
2. Запас знаний.

5. Прочитай. Найди и подчеркни в каждом предложении известное тебе многозначное слово. Объясни, в каких ещё значениях может быть употреблено каждое из подчёркнутых слов.
1) Молния блистала почти беспрерывно. (А. Куприн)
2) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка. (И. Макаров)
3) Смотрит с неба месяц бледный. (И. Суриков)
4) Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого первого снега! (И. Тургенев)

1) Молния — природное явление или молния на застежке.
2) Колокольчик — маленький колокол или растение.
3) Месяц — небесное тело или часть года.
4) Звезда — небесное тело или рейтинг чего-либо.

6. Прочитай. Найди и подчеркни в предложениях слова, употреблённые в переносном значении.
Наступила золотая осень. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. Хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.
(и. Соколов-Микитов)

7. Прочитай. Запиши ответ на вопрос: «От какого слова образовалось слово перчатки?»
В давние времена палец называли перстом. От этого забытого слова и было образовано название перчатка. Корень -перст- спрятался также в словах напёрсток, перстень. Ведь напёрсток, перстень, как и перчатки, надевают на палец. В слове перчатки мы выделяем корень перчатк-.
(Л. Введенская, Р. Саакьян)

Слово перчатка образовалось от слова перст.