4 класс. Русский язык. Канакина. Проверочные работы. Страницы 42, 43, 44, 45

Ответы к страницам 42, 43, 44 и 45

содержание

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1. Прочитай. Подчеркни безударные падежные окончания имён существительных. Укажи падеж над именами существительными.
Ящерка любит тепло. Она греется под жарким солнышком на старом пне или на камне.

2. Прочитай. В каких падежах и в каком склонении у имён существительных в форме единственного числа будет окончание -е? окончание -и? Впиши эти окончания.

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р. п.
Д. п.
П. п.

3. Прочитай. Подчеркни имена существительные, у которых в родительном падеже будет окончание -и. Над именами существительными укажи склонение.
Вьюга (1 скл.), метель (3 скл.), буран (2 скл.), пурга (1 скл.).

• Составь и запиши с любым из подчёркнутых имён существительных два предложения: в первом употреби это имя существительное в именительном падеже, во втором — в родительном падеже.
Пурга (И.п.) накрыла поле белым покрывалом.
Приметы предсказывают сегодня пургу (В.п.).

4. Прочитай. Отметь V пословицу, в которой есть имя существительное 3-го склонения в дательном падеже. Вставь пропущенные окончания. Укажи над именами существительными склонение.
Работе время, а потехе час.
V Азбука — к мудрости ступенька.
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.

Примечание: существительное «время» является разносклоняемым (не относится ни к 1-му, ни ко 2-му, ни к 3-му склонению)

5. Прочитай. Отметь V, в каком падеже нужно поставить фамилию, имя и отчество человека, которому адресуется письмо.
Р. п.
V Д. п.

6. Прочитай. Вставь пропущенные окончания.
Кому? Ивановой Ольге Ивановне, Озеровой Татьяне Васильевне, Гужовой Ирине Владимировне
От кого? Степановой Ольги Петровны, Петровой Натальи Павловны, Смирновой Елены Сергеевны

7. Прочитай. Отметь V, в каком ряду все имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах будут иметь окончание -и.
волк, рысь, лиса, мышь
смелость, красота, совесть
V медаль, скатерть, ладонь

8. Прочитай. Отметь V пословицу, в которой есть имя существительное 2-го склонения в предложном падеже. Вставь пропущенные окончания.
V В большом хозяйстве и малое сгодится.
В лихости и зависти нет ни прока, ни радости.
В пустой бочке звону больше.

9. Прочитай. Отметь V ряд, в котором все имена существительные одного и того же склонения и имеют одинаковые окончания. Допиши окончания. Укажи падеж имён существительных.
портрет юноши, рисовать карандашом
идти с товарищем, шёл по тропинке
V жил в Сибири, стоял на площади

10. Прочитай. Запиши словосочетания, подбирая к каждому слову подходящее по смыслу имя существительное. Укажи падеж над этими именами существительными. Выдели их окончания.

окраина леса
служить царю
написать о работе
варенье из клубники
смеяться от шутки
подъехал к школе

11. Прочитай скороговорку. Найди среди имён существительных с пропущенными окончаниями лишнее. Подчеркни это имя существительное. Допиши пропущенные окончания. Укажи падеж над именами существительными с пропущенными окончаниями.
Саша Паши (Р.п.) выше, Паша Саши (Р.п.) ниже,
Потому что Саша сидит сейчас на крыше (П.п.).
(Э. Красноруцкий)

12. Прочитай слова. Подумай, одинаковые ли окончания будут у данных имён существительных в дательном падеже. Составь с каждым именем существительным предложение, употребив в нём это имя существительное в дательном падеже. Запиши составленные предложения.
лошадь лошадка

Окончания этих слов дательном падеже буду разные, т.к. у них разные склонения.

Я дал лошади угощение.
Мама дала лошадке кусок сахара.

13. Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён существительных. Подбери и запиши название к тексту.
Зимний лес
Как чудесен зимний пейзаж леса! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершины ели затаилась рысь.

• Найди и выпиши из текста два словосочетания: 1) с именем существительным 2-го склонения в творительном падеже, 2) с именем существительным 1-го склонения в предложном падеже.
1) посеребрила инеем
2) в хвойной кольчуге

• Укажи падеж и склонение выделенного имени существительного.
Добычи — Р.п., 1 скл.

14. Прочитай. Определи лексическое значение данных слов. Укажи сходство и различие в грамматических признаках данных имён существительных.

груздь грусть
Лексическое
значение:
гриб чувство
Сходство: падеж, число падеж, число
Различие: м.р., 2 скл. ж.р., 3 скл.