5 класс. История. Годер. Рабочая тетрадь. Часть 2. Проверьте себя (страницы 38-45)
Ответы к заданию Проверьте себя на страницах 38-45
1. Вспомните древнегреческие мифы. Уточните, что изобразил художник на рисунках.
Миф об Ахиллесе. Мать, богиня Фемида, купает сына в реке в «царстве» мертвых, чтобы дать Ахиллесу бессмертие.
Сказание о Троянском коне. Греки спрятались в нем. Троянцы разобрали стену, чтобы втащить коня в город.
Миф о Прометее. Его наказал бог Зевс за то, что Прометей украл и подарил людям огонь. Орел каждый день пожирал его печень, которая ночью снова вырастала.
2. Разгадайте кроссворд «Из истории Древней Греции».
По горизонтали:
1. Сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств и наук (музы).
2. Слово, которым греки называли свою страну (Эллада).
5. Одна из образованнейших женщин Эллады, жена Перикла (Аспасия).
7. Царь Македонии, отец Александра (Филипп).
9. Участники театрального представления, объединённые в группу; изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных (хор).
10. Богиня, считавшаяся покровительницей Аттики (Афина).
12. Город, близ которого Александр одержал победу над Дарием и взял в плен его семью (Исс).
14. Холм в Афинах — место народных собраний (найдите его название на плане города в учебнике) (Пникс).
15. Скульптор, создавший статую метателя диска (Мирон).
16. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг (Фермопилы).
18. Правитель Афин, запретивший обращать в рабство неоплатных должников (Солон).
19. Один из двух главных полисов Эллады (Спарта).
20. Друг Александра, спасший ему жизнь в битве при Гранике (Клит).
22. Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п. (атлет).
23. Греческая колония неподалеку от берега Черного моря, в которой побывал Геродот (Ольвия).
24. Люди, которых греки называли «одушевленной собственностью и самым совершенным из орудий» (рабы).
25. Знаменитый вождь демоса, которого много лет подряд афиняне выбирали на должность первого стратега (Перикл).
27. Спартанский царь, под командованием которого греки защищали от персов Фермопилы (Леонид).
29. Комедия-сказка, в которой хор и актеры изображают строительство города между небом и землёй (Птицы).
30. Место в Элладе, где раз в четыре года устраивались общегреческие игры (Олимпия).
31. Храм Афины-Девы в городе ее имени (Парфенон).
32. Богиня победы, храм которой был воздвигнут на Акрополе (Ника).
34. Поэт, автор трагедий («Антигона» и др.) (Софокл).
36. Афинский стратег, командовавший греками в битве при Марафоне (Мильтиад).
42. Финикийский город, оказавший войскам Александра Македонского ожесточенное сопротивление (Тир).
43. Царь, возглавивший нашествие персов на Грецию (Ксеркс).
44. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях (диск).
45. Вечнозеленое дерево, дающее маслянистые плоды (олива).
47. Главная площадь в Афинах (Агора).
48. Писатель, прозванный «отцом истории» (Геродот).
49. Александрийский ученый, создавший учебник по геометрии (Евклид).
50. Одна из главных областей Средней Греции (Аттика).
51. Человек, умеющий произносить речи (оратор).
По вертикали:
1. Город, близ которого греки впервые разгромили персов (Марафон).
3. Город в Греции, прославленный, по словам Сократа, «своей мудростью и могуществом» (Афины).
4. Македонский царь, выдающийся полководец (Александр).
5. Поэт, автор комедий («Птицы» и др.) (Аристофан).
6. Героиня одноименной трагедии Софокла (Антигона).
8. Главный порт Афинского государства (Пирей).
9. Город в Греции, близ которого греки потерпели поражение и лишились независимости (Херонея).
11. Афинский стратег, добившийся того, что морское сражение с персами было дано в узком Саламинском проливе (Фемистокл).
13. Знаменитый мудрец, приговоренный афинским судом к смертной казни (Сократ).
14. Город в Греции, близ которого была разбита сухопутная армия Ксеркса (Платеи).
17. Порабощенные спартанцами жители Лаконии и Мессении (илоты).
18. Остров (в проливе между ним и Аттикой был разгромлен персидский флот) (Саламин).
21. Металлическая или костяная палочка, которой выдавливали буквы на дощечках, натертых воском (стило).
25. Народ, царями которого были Кир, Дарий, Ксеркс (персы).
26. Места в Афинах, где взрослые граждане занимались гимнастикой, встречались с друзьями, слушали выступления ученых (гимнасии).
28. Греческое слово, в переводе означающее «город» (полис).
33. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в центре Афин (Акрополь).
35. Построение пехоты тесными сомкнутыми рядами, обычно в форме прямоугольника (фаланга).
37. Греческое слово, в переводе означающее «место для зрелищ» (театр).
38. Имя персидского царя, войска которого разгромил Александр Македонский (Дарий).
39. Скульптор, создатель статуи Афины в Парфеноне (Фидий).
40. Военный корабль с тремя рядами весел (триера).
41. Часть театра, примыкавшая к орхестре постройка (скене).
46. Остров близ Александрии, на котором был возведен огромный маяк (Фарос).
3. Перечислите источники, с помощью которых ученые воссоздали историю Древней Греции.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»; глиняные таблички; мифы о Геракле, Тесее и других героях, книги Геродота.
4. Существовала ли взаимосвязь между природно-климатическими условиями Древней Греции и занятиями ее жителей?
Да, т.к. не было полноводных рек и земля каменистая, то земледелие не сильно развито. Выращивали оливу, виноград. Было развито ремесло.
5. До наших дней сохранилась множество мифов и легенд Древней Греции. Как, по-вашему, можно отличить правду от вымысла? Как вы понимаете словосочетание «историческое исследование»?
Правда и вымысел переплетены в них. Но задача исторического исследования — выделить суть исторических фактов и из этих источников.
6. Сравните систему воспитания в Спарте и Афинах. Если бы вам пришлось выбирать, где бы вы хотели учиться и почему?
В Афинах, т.к. там уделяли внимание и грамоте и спорту. А в Спарте только военное воспитание.
7. Почему греки основывали колонии? Перечислите названия греческих колоний в Причерноморье.
Для торговли и поиска новых плодородных земель.
Танаис, Ольвия, Херсонес.
8. Когда и где появились Олимпийские игры? Порассуждайте, почему эти состязания пережили века и в наши дни в них принимают представители разных стран и континентов.
В Южной Греции в городе Олимпия в 776 году до н.э.
Доказать, что ты лучший, самый сильный, быстрый. Быть первым хотят все.
9. Посчитайте (письменно), сколько лет назад произошла Марафонская битва (если у вас возникли затруднения, обратитесь к главе 3 учебника «Счет лет в истории»).
2020 + 490 = 2510 лет назад произошла Марафонская битва.
10. Какой вклад в мировую науку и искусство внесли философы, скульптуры, архитекторы Древней Греции?
Их творения являются огромным пластом науки, техники и искусства. Это мировая культура, достояние.
11*.Объясните значение слова «демократия». Какая форма управления государством была, по-вашему, более прогрессивной: афинская демократия или власть фараонов в Древнем Египте? Свой ответ аргументируйте.
Демократия с греческого «власть народа».
Конечно, в Афинах, т.к. там народ участвовал в управлении государством.
12*. Проведите историческое исследование: сравните религиозные верования древних греков и древних египтян. Запишите их общие черты и различия.
Общее: много богов, объяснение явлений природы с помощью действий богов.
Различия: у греков все боги «очеловечены»; у египтян большинство в виде животных.
13*. Начните работу над проектом «История в лицах».
Советуем вам собирать информацию о людях, чьи имена помнят и в наши дни (на выбор: Геродот, Гомер, Сократ, Диоген, Фемистокл, Перикл, Александр Македонский и др.). В конце учебного года желательно подготовить сообщение (сопроводив его электронной презентацией) о вашем герое.