5 класс. Математика. Никольский, Потапов. Учебник. Упражнение 304
Ответы к упражнению 304
В Древней Индии умножали многозначные числа совсем не так, как мы это делаем теперь. Чтобы перемножить, например, 537 и 82, индусы рисовали прямоугольник со сторонами 3 и 2 клетки (по числу цифр в записи множителей), подписывали рядом с клетками прямоугольника цифры первого числа слева направо, цифры второго числа снизу вверх, клетки прямоугольника делили диагоналями (рис. 28). Затем перемножали попарно цифры множителей и результат записывали в соответствующую клетку таблицы так: цифру единиц писали вверху клетки, цифру десятков − внизу. После этого складывали полученные результаты вдоль диагоналей квадратов. Считать начинали с правого верхнего угла квадрата. Так получали цифры ответа по разрядам. В нашем примере:
единицы: 4
десятки : 6 + 1 + 6 = 13 (3 пишем, 1 запоминаем)
сотни: 0 + 4 + 5 + 1 = 10 (0 пишем, 1 запоминаем)
тысячи: 1 + 0 + 2 + 1 = 4
десятки тысяч: 4
Ответ: 537 * 82 = 44034.
Проверим результаты обычным способом: