5 класс. Русский язык. Бондаренко. Рабочая тетрадь. Часть 1. Упражнение 26
Ответы к упражнению 26
Рассмотрите схему, подготовьте на её основе устное сообщение о том, как определять тип речи, использованный при создании текста в зависимости от содержания высказывания.
Функционально−смысловые типы речи
Повествование | Описание | Рассуждение |
---|---|---|
↓ | ↓ | ↓ |
Последовательность действий | Перечисление признаков | Осмысление причины |
Что происходит сначала, потом? | Каков предмет, что его отличает? | Почему так происходит? |
Чтобы определить тип речи, использованный при создании текста, нужно понять, какой была цель написания текста и какую информацию заложил в него автор. Существует три функционально−смысловых типа речи — повествование, описание и рассуждение.
Цель текста-повествования рассказать читателю, что произошло, что случилось. В его основе — последовательность действий. Он отвечает на вопрос «Что происходит сначала, а что потом?».
Описание используется для изображения какого−либо явления, предмета, действия. В его основе — перечисление признаков, свойств, качеств предмета или явления. Он отвечает на вопрос «Каков
предмет, что его отличает?».
Цель такого текста-рассуждения — убедить читателя в чём-либо. В тексте происходит осмысление причины. Он отвечает на вопрос «Почему так происходит?».