4 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126
Ответы к страницам 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125 и 126
Итоговая проверочная работа
Задание 1
• Отметь высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения.
+ Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.
Любой поступок может научить хорошему.
В семье всегда любят друг друга.
Есть хорошие, а есть плохие бабушки.
Дети должны уважать старших.
• Придумай и запиши ещё одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения.
Сделал доброе дело — не хвастайся.
Задание 2
• Как ещё можно озаглавить это произведение?
«Зависть – плохое качество».
Задание 3
• Перечисли и запиши имена героев произведения. Подчеркни главных героев.
Бабушка, Минька, Лелька, мама, папа, Павлик.
Задание 4
• Раздели произведение на части и отметь их в тексте (поставь в начале каждой части значок или цифру). Составь и запиши план.
I. У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила…
II. В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу…
III. И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони…
IV. Чтобы избежать трёпки, Лёля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком…
V. Папа сказал: — Хорошо. Я так и сделаю…
VI. Бабушка не пожелала больше оставаться в саду…
VII. И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку…
1. Бабушка
2. Бабушкин подарок
3. Зависть
4. Стрельба из рогатки
5. Папины слова
6. Две монетки
7. Хороший поступок
• Выбери одну из частей текста. Выпиши опорные слова, на основе которых можно подробно пересказать этот фрагмент.
Часть вторая: бабушка, дача, пирожные, сумочка, Леля сказала, рассердилась, невоспитанная особа, лучше всех, молчание, новенькие монеты.
Задание 5
• Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни со слов: кто, что, зачем, как.
Кто принес Миньке новенькие монеты?
Что совершила Лелька из-за ее зависти?
Зачем Лелька взобралась на деревце?
Почему Лелька стукнула брата?
Как Минька поступил, чтоб стать самым хорошим?
Задание 6
• Выпиши самое важное событие произведения.
Минька пытался стать хорошим мальчиком.
• Выпиши события, которые повлияли на Миньку.
Лелька выбила монеты из рук Миньки.
Минька отдал Лельке еще одну монету, никому не сказав.
Задание 7
• Почему Лёлька обижалась на Миньку? Отметь верное высказывание.
+ Бабушка любила Миньку больше.
По характеру Лёлька была обидчивая девочка.
Лёлька не любила Миньку.
У Лёльки не было того, что было у Миньки.
• Найди в тексте ответ, почему бабушка не дарила Лёльке подарки, и подчеркни его.
Задание 8
• Перечитай текст. Проследи по нему, как менялись чувства Миньки по отношению к его сестре.
В начале Минька очень обижен на Лельку.
В середине стало жалко сестренку.
В конце он любил ее как сестру.
• Найди в произведении и выпиши.
Какие чувства испытывала Лёлька к Миньке?
Чувство зависти о того, что бабушка Миньку любила больше.
Какие чувства испытывала Лёлька к бабушке?
Она обижалась на бабушку.
Задание 9
• Подчеркни слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа.
• Как ты думаешь, можно ли добавить к выбранным словам слово заботливый? Почему?
Можно добавить «заботливый», т.к. в конце рассказа Минька проявил заботу о сестре.
• По поступкам Миньки ты узнал, каким он был человеком. Запиши своё мнение.
Минька был немного наивным, честным, добрым, молчаливым; в конце: щедрым и заботливым.
• Подтверди своё мнение примером из текста.
• Представь, что тебе повстречался Минька. Какие вопросы ты ему задашь, чтобы больше узнать о его характере? Запиши два вопроса.
На что ты потратил монетки?
Тебе было жалко сестру, когда она приболела?
• А какие поступки характеризуют Лёльку?
Выбила со злостью монетки из рук Миньки, дразнила бабушку и брата, одна съела все мороженное.
Задание 10
• Как ты думаешь, какой из поступков главных героев может быть примером для других детей?
Когда Минька дал сестре еще монету и уже не хвастался этим.
• Как ты думаешь, какой из поступков главных героев был ошибочным?
Ошибочно себя вела бабушка, которая выделяла и хвалила только одного ребенка.
Задание 11
• Объясни значение слова особа с опорой на текст.
«Особа» в тексте — неприятный человек.
• Запиши какая разница между словами зарыдать и захныкать.
Зарыдать — это очень сильно и громко заплакать.
Захныкать — тихо заплакать из-за обиды.
Задание 12
• Запиши, к какому жанру относится прочитанный тобой текст.
Повествовательный жанр.
• Какие произведения М. Зощенко ты читал? Запиши их названия.
«Леля и Минька: великие путешественники», «Леля и Минька: золотые слова».
Задание 13
• Составь краткий отзыв на прочитанное произведение. Воспользуйся планом.
Михаил Зощенко «Бабушкин подарок»
Это произведение повествует о брате и сестре Миньке и Лёльке. Бабушка подарила Миньке 10 монет, а Лёлька позавидовала этому и обижалась на брата до тех пор, пока он не поделился с ней.
Выскажи своё мнение.
+ Я советую друзьям прочитать этот рассказ.
Я не советую друзьям читать этот рассказ.
Объясни, почему ты так считаешь.
Можно посоветовать всем детям прочитать этот рассказ, чтобы научиться делиться с другими и понять, как стать на самом деле хорошим человеком.
Задание 14
• Прочитай высказывания великих русских писателей.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А. И. Куприн)
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок … иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н. В. Гоголь)
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В. Г. Короленко)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И. С. Тургенев)
«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно». (Н. А. Некрасов)
«С русским языком можно творить чудеса!» (К. Г. Паустовский)
• Выбери одно из высказываний. Подумай, что хотел сказать автор. Какими мыслями ты хотел бы дополнить слова писателя?
Высказывание Тургенева.
Нужно бережно относиться к родному языку. Чтобы его сберечь нужно стараться изучать литературный русский язык, общаться с друзьями на нем, не засоряя его словами-паразитами.
• Напиши текст-рассуждение. Используй одно из высказываний.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
Отличное знание русского языка дает возможность человеку очень четко выражать свою мысль, пояснять свои поступки, помогая собеседнику понять, о чем идет речь.
Русским языком можно описать любую вещь или человека так, что слушать легко может представить даже то, что никогда не видел.
• В начальной школе ты узнал много нового и интересного, многому научился. Как ты думаешь, какие знания и умения тебе особенно пригодятся на уроках литературы в 5 классе? Запиши.
Пересказ текста, составление плана текста, умение высказывать свое мнение о произведении, навыки написания отзыва.