5 класс. Русский язык. Бондаренко. Рабочая тетрадь. Часть 1. Упражнение 9
Ответы к упражнению 9
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, применяя правила правописания гласных и согласных в корнях слов и правило правописания гласных и, у, а после шипящих.
1. Мрачные клубы сажи обильно повалили из сипящих труб. 2. Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлёпнулась на мокрый песок. 3. Но главное очарование моря заключалось в какой−то тайне. 4. Затем он садился к столу и начинал писать брошюру. 5. Белое, яростное солнце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью. 6. Тонкие закраины её толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, как края парашюта. 7. Ветер дул свежий, попутный. 8. Девушка открыла дверь, и в прихожую быстро вошла шикарная дама.
(В. Катаев)
• Запишите однокоренные слова к словам очарование (предложение 3) и попутный (предложение 7). Сравните количество подобранных вами слов с количеством слов, подобранных соседом по парте. Кто больше!
Очарование − очаровывать, зачаровать, очаровательный, очаровать, чары, чародей.
Попутный − путь, путник, путешественник, попутчик, попутчица, распутье, попутка.
• Над каждым словом в предложении 5 укажите часть речи. Используйте сокращённую запись: сущ.; прил.; мест.; глаг.; предл.
• В предложениях 1, 8 над наречиями укажите: нареч.
• Подчеркните в предложениях 3, 4, 5, 8 подлежащие и сказуемые.
Но главное очарование моря заключалось в какой−то тайне.
Затем он садился к столу и начинал писать брошюру.
Белое, яростное солнце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью.
Девушка открыла дверь, и в прихожую быстро вошла шикарная дама.
• Объясните постановку запятой в предложении 8, вставив пропущенные слова в предложение:
Это сложное предложение, оно состоит из двух простых, которые соединены с помощью союза и, поэтому между частями стоит запятая.