3 класс. Русский язык. Канакина, Горецкий. Учебник. Часть 1. Проверь себя (страница 71)

Ответы к заданию Проверь себя на странице 71

содержание

1. Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Каждое слово имеет своё закреплённое значение — лексическое значение.
Лексическое значение слова — это соотнесение слова с определённым понятием.

Слова могут иметь одно или несколько значений, в зависимости от этого слова делятся на однозначные (роща, берёза) и многозначные (лук, колокольчик).

Синонимы — это слова, которые являются одной и той же частью речи близкие то своему лексическому значению, но пишутся они по-разному (друг — товарищ).

Антонимы — это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположное лексическое значение и пишутся по-разному (друг — враг).

Омонимы — это слова, одинаковые по написанию, но разные по своему значению (ключ — родник или предмет для отпирания).

Слово — это живая единица языка, слова с течением времени могут выходить из употребления. Такие слова называются устаревшими (чело, светлица).
При этом в языке постоянно появляются новые слова, чтобы заменить устаревшие (лоб, комната) или чтобы назвать новые предметы (компьютер, планшет).

2. Прочитайте. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие – переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
Серые тучи — серый день.
Серебристый ландыш — серебристый звон.

Серые тучи — прямое значение.
Серый день — переносное значение.
Серебристый ландыш — прямое значение
Серебристый звон — переносное значение.

Серые тучи нависли над поселком.

3. Прочитайте. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки по волнам.

Барашки (животные), барашки (пена на волнах).

4. Прочитайте. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
Четвёрка, четыре, четвёртый.
Сон, спать, сонный, сонливый.

5. Прочитайте. Подберите к одному из данных слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Сахар, осина, трактор, ветер.

6. Прочитайте. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в словах орфограммы.
Проверяемые орфограммы: леса (лес), столы (стол), мягкий (мягок).
Непроверяемые орфограммы: вокзал, касса, мороз.

7. Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1 на с. 143—144).
Чай-ка [ч’а́й’ка] — 2 слога
ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный
а — [а́] — гласный, ударный
й — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный
к — [к] — согласный, глухой парный, твердый парный
а — [а] — гласный, безударный
5 букв, 5 звуков.