4 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 54, 55

Ответы к страницам 54 и 55

содержание

В жаркой пустыне

1. Используя карту в учебнике, обозначьте на контурной карте (с. 42—43) зоны полупустынь и пустынь (закрасьте соответствующим цветом). Проверьте друг друга. Результаты работы представьте классу. Оцените работу других ребят.

2. Прочитай текст учебника на с. 94—95. Выпиши опорные слова и с их помощью расскажи о зоне пустынь.
Песчаные и глинистые пустыни, барханы, такыр, лето очень жаркое, почва бедна перегноем, очень мало осадков.

В России полупустыни охватывают довольно обширные пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги.
Пустыни бывают песчаные и глинистые. Обратите внимание на валы из песка — барханы, на растрескавшийся глинистый участок — такыр. Почвы в пустыне (там, где они есть) бедны перегноем.
Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70°, а температура воздуха в тени поднимается выше +40°. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой всё лето не бывает ни капли дождя!
Зима в пустыне короткая, но довольно холодная. Средняя температура в январе около -10°. Снег выпадает не везде, а если и выпадает, то снежный покров совсем неглубокий.
В пустыне не так пусто, как кажется на первый взгляд. К трудным условиям жизни приспособилось довольно много растений и животных. Здесь сложился удивительный и неповторимый живой мир.

3. Знаешь ли ты живой мир пустынь? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей картинки.


Жук-скарабей

Ящерица-круглоголовка

Тушканчик

Ушастый ёж

Корсак

Сайгак

4. Представь, что ты находишься в пустыне в научной экспедиции. Нарисуй себя и то, что увидишь вокруг.

Придумай устный рассказ о своей новой воображаемой экспедиции; используй в нём сравнение с экспедицией в арктическую пустыню.
Недавно мы посетили Арктику — просторный, снежный и холодный край. Сегодня мы отправляемся в пустыню. Первое, что мы чувствуем — нам очень тепло, даже жарко. В отличие от Арктики, здесь мы встречаем уже гораздо больше животных и растений. Вот перед нами проходит корабль пустыни — верблюд. В дали виднеются барханы.

5. Составь схему цепи питания, характерной для пустыни. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пустыне.
Верблюжья колючка — верблюд.
Растения — песчанка — песчаный удавчик.

Дома на основе предложенной тобой схемы изготовь модель. Представь её классу.