4 класс. Русский язык. Канакина. Проверочные работы. Страницы 4, 5

Ответы к страницам 4 и 5

содержание

Повторение

Наша речь и наш язык

1. Прочитай выразительно высказывание. С каким чувством ты читал эти строки?
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, и шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Паустовский)

Я читал эти строки с чувством гордости за свой родной язык.

• Что в русском языке вызывает у автора восхищение? Запиши, как бы ты ответил(а) на этот вопрос.
В русском языке у автора вызывает восхищение то, что с помощью русского языка можно выразить любую мысль, любое событие, любое ощущение.

2. Прочитай выразительно строки из стихотворения «Прекрасна ты, осенняя пора…». Подчеркни слова, которые выражают отношение автора к осенней поре.
Прекрасна ты, осенняя пора!
Задумчивой природы увяданье,
Седой туман в час раннего утра,
Лучей и птиц прощальная игра —
Всё будит грусть и сны очарованья!
(К. Фофанов)

3. Прочитай. Найди и подчеркни ту часть высказывания, которая раскрывает значение выражения «чудный дар». Спиши предложение.
…Что за чудный дар — уметь говорить, и уметь слушать, когда говорят!
(А. Лосев)

Что за чудный дар — уметь говорить, и уметь слушать, когда говорят!

4. Прочитай. Отметь V пословицу, значение которой ты можешь объяснить. Запиши, как ты понимаешь основную мысль этой пословицы.
V Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрёшь.
Слов много, а складу нет.

Если что-то сказал, то вернуть слова уже не получится.

5. Прочитай. Подчеркни вежливые обращения.
Будьте добры!
Будьте любезны!
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома:
Будет приятно их слышать любому.
(Из журнала «Весёлые картинки»)

• Составь и запиши обращение к старшему по возрасту человеку с какой-либо просьбой.
Ирина Михайловна, повторите, пожалуйста, задание. Спасибо.