4 класс. Русский язык. Канакина. Проверочные работы. Страницы 70, 71, 72, 73

Ответы к страницам 70, 71, 72 и 73

содержание

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений

1. Прочитай. Вставь пропущенные падежные формы любого из данных местоимений я или ты. Укажи над ними падеж.
Спросил у меня (Р. п.), подошёл ко мне (Д. п.), встретился со мной (Т. п.), беспокоился обо мне (П. п.).

2. Прочитай. Отметь V словосочетание с местоимением, употреблённым в родительном падеже. Подчеркни местоимения, в скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.
говорил с нами (1-е л., мн. ч., Т. п.)
встретил тебя (2-е л., ед. ч., В. п.)
вспомнил о нас (1-е л., мн. ч., П. п.)
V приготовил для вас (2-е л., мн. ч., Р. п.)

3. Прочитай диалог из сказки «Хвосты». Впиши пропущенные падежные формы местоимений я и ты.
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты!
— Совсем не для красоты, – отвечает рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть, я хвост вправо поворачиваю. Надо налево, я налево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
(В. Бианки)

• Подчеркни местоимение 2-го лица единственного числа в дательном падеже.

4. Прочитай предложения из рассказа «Кто наказал его?». Подчеркни местоимения.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
(В. Осеева)

• Подготовься ответить на вопрос: «Почему автор так построил первые четыре предложения, что каждое начинается с местоимения я?»
Делается акцент на местоимение «я», показывая вину героя рассказа.

• Соедини первые четыре простых предложения в одно простое предложение с однородными членами. Запиши составленное предложение.
Я обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре.

5. Прочитай. Отметь V, в каком предложении местоимение является второстепенным членом.
Вы пойдёте сегодня в театр?
V Брат всегда заботится обо мне.

6. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения. Над местоимениями 3-го лица укажи падеж.
(0)пять (вы)глянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно даже (при)грело немножко, (с)крыш (по)висли (сосульки, и (по)ним (за)струилась вода.
(В. Бианки)

Опять выглянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно (И. п.) даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним (Д. п.) заструилась вода.

7. Прочитай. Замени имена существительные в данных сочетаниях слов местоимениями в той же падежной форме.
V Встретить товарища, бабушку (его, её).
Спросить у инженера, у мамы (у него, у неё).
Подарить отцу, школе (ему, ей).

• Отметь V сочетания с именами существительными (местоимениями), употреблёнными в винительном падеже.

8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения из рассказа К. Паустовского «Барсучий нос»: замени повторяющиеся имена существительные местоимениями в той же падежной форме. Запиши.
С нами был маленький мальчик. Мальчику было всего девять лет, но мальчик хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов.

9. Прочитай предложения, которые написал ученик при изложении рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». Подумай, правильно ли было начинать второе предложение с местоимения. Запиши своё объяснение.
Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Он плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

Неправильно, т.к. не понятно о ком идет речь.

10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Узнай сказку.
Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала её (В. п.), ради осторожности, и подсунула под неё (В. п.) подушечку, чтобы ей (Д. п.) было удобнее сидеть. <…>
Герда вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая. Девочка сейчас же узнала его (В. п.), бросилась ему (Д. п.) на шею, крепко обняла его (В. п.).
(Х. К. Андерсен)

«Снежная королева»

• Прочитай первый абзац. Подчеркни местоимения. Укажи падеж над падежными формами местоимения ОНА.

• Прочитай второй абзац. Подчеркни имя существительное, которое заменено местоимениями. Укажи над местоимениями падеж.

11. Прочитай. Узнай сказку. Вставь пропущенные местоимения.
… Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
(А. Пушкин)

«Сказка о рыбаке и рыбке»

• Выпиши любое местоимение с предлогом, укажи его признаки (начальная форма, лицо, число, род, падеж).
(Перед) ним — мест., н. ф. — он, 3-е лицо, ед. ч., м. р., Т. п.